[personal profile] conceptualist
Был такой немецкий генерал Вицлебен. Он отрицательно относился к нацистскому режиму с самого начала, но публичных критических заявлений не делал. Вместо этого Вицлебен, если верить Википедии, "во время Судетского кризиса намеревался свергнуть нацистский режим силами 1-й армии. План не был реализован из-за уступок Гитлеру со стороны Англии и Франции, которые подняли авторитет фюрера и позволили занять Судетскую область без военных действий".

Более того, кроме Вицлебена в заговоре участвовали и многие другие генералы, в том числе начальники генерального штаба сухопутных войск Бек и Гальдер. В 1938 году они не решились уничтожить популярного фюрера, а потом было уже поздно. В итоге все они либо погибли, либо попали в концлагерь, а Германию так и не спасли.

Современная Россия - это в целом гораздо более плюралистичное, толерантное и миролюбивое общество, чем Германия в 1938 году. Оппозиционные настроения у нас распространены шире, высказываются смелее, караются далеко не столь жестоко и систематично. Экономика более открытая и зависимая от связей с внешним миром. Фальшивость патриотической риторики правителей очевидна гораздо более широкому кругу людей. И уроков, показывающих, сколь страшной может быть война, накоплено больше.

И много кому все это понятно.

Поэтому вполне может быть, что именно сейчас путинские спецслужбы прилагают чрезвычайные усилия для раскрытия всевозможных заговоров. В том числе внутри самих себя. А такие усилия сами по себе могут иметь неожиданные последствия.

Вообще, авторитарный режим - это система, внутри которой влиятельные люди постоянно готовятся к переворотам, покушениям и мятежам, подозревая всех своих коллег в том же самом.

Date: 2014-03-26 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] fe-b.livejournal.com
Насколько я понимаю, в России армия никогда не играла большой политической роли, всегда была сервильна по отношению к власти. Власть иногда опиралась на армию в своих внутренних переворотах, как, например, при свержении Берии.
Очень трудно представить наших вояк в роли хунты. У меня сложилось представление, что у них, вообще, нет никакой идейности и социальной смелости. Они искренне отождествляются не с мозгами, а с мускулами.

А поиск/инсценировка/создание заговоров это всегдашнее занятие чекистов.
У них, собственно, и нет другой легальной задачи. А последствия этой деятельности всегда одни и те же : волны управляемого террора.
Режим, конечно, сейчас не похож на прежние и в мире другая ситуация, так что предвидеть что-либо трудно.

Profile

conceptualist: (Default)
conceptualist

December 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
131415 161718 19
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 3rd, 2025 03:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios