Dec. 15th, 2006

В большой избе, где все по сторонам,
Откуда век не выносили сора,
Тупой охранник, клацая затвором,
Народ сгоняет к грязным образам
На митинг по борьбе за чистоту.

В глухой степи - ни холмика, ни пашни,
И танк за стенкой виден за версту.
Вот панк, уныло спавший на посту,
Гранатой звезданул его по башне.
Там были люди... Поздно. Не мешай.

По словам автора, в названии этой песни подразумеваются не те танки, которые ездят и стреляют, а те танки, которые являются разновидностью японской поэзии. И сама песня состоит из двух "танка", двух пятистиший. Для этой миниатюры характерна атмосфера гротеска и даже абсурдизма, что в общем-то нетипично для произведений Лилии Борисовой, с их тенденцией к эпичности. Но если судить с содержательной точки зрения, здесь мы видим то же, что автор стремится сказать и во многих других вещах. Это неприятие пассивности, равнодушия и безответственности, которое делает людей разобщенными и бессильными, разводя "всех по сторонам". Это убеждение, что лучше выносить сор из избы, чем накапливать его там. Это протест против лицемерия насильственно собранных митингов по борьбе за чистоту, против кощунства по отношению к запачканным образам. В целом, первое пятистишие - едкая и запоминающаяся социальная сатира.
Вторая "танка" изображает, что такое уныние. Она кончается на меланхолической ноте, как бы подчеркивая, что грусть-тоска способна лишь воспроизводить саму себя и создавать порочный круг. А центральная сцена - с сонным панком, беспричинно звезданувшим гранатой по танку, - символизирует, что дух уныния, повергающий людей в видимое бездействие, не даёт им полноценного покоя, а, наоборот, в конечном счете порождает бессмысленную агрессию и разрушение.
Внешний смысловой уровень песни содержит главным образом резко утрированное изображение нелепости и жестокости, характерных для русской жизни середины 1990-х, особенно для жизни вооруженных людей. Но более глубинный пласт, как я старался показать выше, связан с динамикой индивидуального сознания, мечущегося между сонной пассивностью, показушной "правильностью" и тупой деструктивностью. Пожалуй, многие из нас могут увидеть в этой нелестной картине свой портрет, и это мрачно. Песня невесёлая, но она не лишена угрюмого изящества, и, пожалуй, форма "танка" выбрана здесь неслучайно. Исполнются же "Танки" распевно, и сочетание этой распевности с налётом абсурда напоминает "Треугольник", альбом "Аквариума", что отчасти скрашивает общий минорный настрой рассматриваемого произведения.

Так я это вижу.

Profile

conceptualist: (Default)
conceptualist

December 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
131415 161718 19
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 3rd, 2025 10:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios