Во-первых, у нас не было "почти нормальной демократии". С уверенностью говорить о наличии демократии можно только тогда, когда партия власти проигрывает выборы и мирно уступает место оппозиции - у нас на национальном уровне таких прецедентов еще не отмечалось. У нас ни разу не было, чтобы во время выборов кандидат от правящей силы снизошел до того, чтобы дискутировать со своим оппонентом перед избирателями. В России есть регионы, где систематически фальсифицировались результаты вообще всех когда-либо проводившихся выборов, а федеральное правительство не только избавило организаторов этого жульничества от уголовной ответственности, но даже морально не дистанцировалась от них.
Во-вторых, демократия в условиях низкого уровня экономической свободы, даже если она там существует, имеет разрушительные и саморазрушительные последствия. Народ, не привыкший видеть общественную пользу, которую приносят рынок и свободное предпринимательство, не ценит их и легко увлекается демагогией популистов, обычно социалистической или националистической направленности. И тогда политическая жизнь низводится до уровня кампаний по борьбе с врагами "трудящихся", "нации", "государства" или даже "истинной веры". Что у нас, в сущности, и произошло. Кстати, подобные тенденции, хотя в более мягкой форме, можно обнаружить и на Западе.
no subject
Date: 2006-11-24 01:10 pm (UTC)Во-вторых, демократия в условиях низкого уровня экономической свободы, даже если она там существует, имеет разрушительные и саморазрушительные последствия. Народ, не привыкший видеть общественную пользу, которую приносят рынок и свободное предпринимательство, не ценит их и легко увлекается демагогией популистов, обычно социалистической или националистической направленности. И тогда политическая жизнь низводится до уровня кампаний по борьбе с врагами "трудящихся", "нации", "государства" или даже "истинной веры". Что у нас, в сущности, и произошло. Кстати, подобные тенденции, хотя в более мягкой форме, можно обнаружить и на Западе.